Учение о 5 стихиях - Учения У-СИН



Сообщение отредактировал Leona - Понедельник, Сайт управляется системой uCoz. Страница 1 из 1. Космический порядок — основа порядка социального; более того, поскольку само тело представляет собой образ вселенной, некий сколок космической голограммы, оно управляется теми же самыми законами, которыми управляется и универсум. Следовательно, знание об одном есть ключ и к знанию о другом: В основе сущего находится Беспредельное у цзикоторое есть не что иное, как Изначальный Дух юань шэньци в его тончайшей форме.

Это первоначало может быть также названо Хаосом хунь-дунь или Единым иили Изначальным Ци юань ци. Оно абсолютно просто, лишено какой-либо оформленности син и чуждо какой-либо дифференциации, а поэтому есть также Отсутствие у или Отсутствие даже самого Отсутствия у. Таким образом Единая Сила — ци Беспредельного становится двойственной, появляется отрицательное ци инь-ци и положительное ци ян-ци. Но они не остаются в статическом состоянии, а начинают переходить друг в друга, поля как бы обмениваются зарядами: В отрицательном как бы сокрыто положительное, а в положительном — отрицательное, они, как говорят китайские мыслители, коренятся друг в друге.

Сила ян доходит до предела своей зрелости и переходит в инь, которая, в свою очередь, переходит в ян. Самой ранней возможной датой можно считать II—III вв. Самой поздней и наиболее вероятной датой является вторая половина правления династии Тан точнее, IX.

Однако, процесс перехода отрицательного в положительное и наоборот постепенен и включает в себя несколько, а именно пять, фаз, которые в соответствии с древней традицией называются пятью первоэлементами у син: Дерево — зарождающееся ян, огонь — зрелое ян, земля — равновесие того и другого, металл — зарождающееся инь, вода — зрелое инь и затем снова дерево — зарождение ян. Одновременно каждый из пяти первоэлементов представляет собой маркер некоего классификационного ряда.

Другими словами, китайская мысль устанавливает ряды соответствий между первоэлементами, как определенными состояниями ци, и различными явлениями, как бы воплощающими в себе эти состояния. Приведем примеры таких рядов соответствий: Дерево — зарождение ян — восток — весна — зеленый — дракон — гуманность — печень.

Огонь — зрелость ян — юг — лето — красный — феникс — благоговение — сердце. Земля — гармония инь-ян — центр — середина года — желтый — желтый дракон — искренность — селезенка. Металл — зарождение инь — запад — осень — белый— тигр — справедливость — легкие. Вода — зрелость инь — север — зима — черный — черепахозмея — мудрость — почки. Позволим себе еще одно замечание: Следующей ступенью формирования мира является установление Неба как тотального воплощения заряда ян и Земли иньмужского и женского, за чем следует уже появление всех родов сущего, как вещей, так и существ, живущих в соответствии с великим принципом Перемен и Превращений хуа.

Чжоу Дунь-и, резюмируя все сказанное им об эволюции Великого Предела, возглашает: И Великий Предел есть лишь единое Изначальное Ци, добавляют даосы. Это миры бессмертия и абсолютной гармонии.

После формирования видимого Неба и Земли этот порядок нарушился и в чередовании первоэлементов появился некий сбой: В результате космос стал носителем начала дисгармонии и дисбаланса: Более или менее определенно о них пишут, начиная с ханьской эпохи.

В остальных случаях при изучении данного учения приходится иметь дело с фрагментами, разбросанными по разным текстам. Согласно традиционным представлениям см. Во вводной части последнего отмечается, что он был изложен чжоускому У-вану прав. Тем самым данный текст отсылается к концу II тысячелетия до н. Первая — вода, вторая — огонь, третья — дерево, четвертая — металл, пятая — почва. Вода смачивает и стекает; огонь горит и поднимается; дерево сгибается и выпрямляется; металл подвержен отливке и ковке; почва принимает посев и дает урожай Шу цзин На основании данных характеристик видно, что каждая из стихий представляет собой некое движение или действие, и можно полагать, что речь идет о неких динамических началах, а не о неизменных первосубстанциях, в качестве которых мыслились древнегреческие стихии.

Среди словарных значений этого иероглифа есть следующие: Не случайно самые обширные древнекитайские классификации строились именно на основе стихий. С некоторыми наборами понятий из них можно познакомиться из нижеследующей таблицы: Органы-фу полые - желчный пузырь. Органы-цзян полные - печень. Планеты- Юпитер Суй син. Роды живых существ- чешуйчатые дракон. Культурные растения- метельчатое просо. Органы-цзян полные - сердце. Планеты- Марс Ин хо.

Роды живых существ- пернатые павлин. Части психики- дух шэнь.

У-син

Органы-фу полые - желудок. Органы-цзян полные - селезенка. Планеты- Сатурн Чжэнь син. Роды живых существ- гладкокожие человек. Части психики- мышление. Органы-фу полые - толстый кишечник. Органы-цзян полные - легкие. Планеты- Венера Тай бо.

У-син | Altermed вики | FANDOM powered by Wikia

Роды живых существ- мохнатые тигр. Органы-фу полые - мочевой пузырь. Органы-цзян полные - почки. Планеты- Меркурий Чэнь син. Роды живых существ- панцирные черепаха. Части психики- страсти чжи. Каждый столбец данной таблицы содержит понятия, связанные между собой по принципам, не всегда понятным современному человеку, но так или иначе истолковывавшимся древними китайцами.

Присущая их мышлению ассоциативность часто позволяла подмечать очень важные мировые закономерности и столь же часто уводила далеко от сути явлений. Не случайно подобные коррелятивные списки для стихий и других классификационных комплексов имеют разночтения. Во всяком случае, для объяснения этого принципа древние китайцы часто прибегали к музыкальным терминам, как, например, в сочинении III. Все классы [предметов и явлений] по существу связаны друг с другом: Так, если [из инструмента] извлекать тон гун, то все сходные звуки откликнутся; если извлечь тон цзюе, то в ответ зазвучат все сходные звуки.

Если на равнинную местность пустить воду, она устремится в низины; если разложить дрова и пустить огонь, разгорится пламя Люйши чуньцю Кроме иероглифа син для обозначения стихий использовались и другие иероглифы. И этими наименованиями список не ограничивается. В китаеведении распространено мнение, что учение о пяти стихиях возникло на основе развития типичной для архаических обществ горизонтальной модели мира, которая подразумевает выделение четырех стран света и центра.

Такая пятичленная модель отражена в традиционных пространственных корреляциях стихий, которые могли сформироваться в Китае еще во второй половине II тысячелетия до н. Также считается, что основа философского учения о пяти стихиях была заложена в V—IV вв. Затем Цзоу Янь —видный деятель академии Цзися в царстве Ци, придал этому учению завершенный вид.

В эпоху Хань оно было воспринято официальной идеологией, переработано и, как считается, соединено с учением о триграммах. По формам, которые учение о пяти стихиях приобрело в то время, мы, собственно, и можем судить о его содержании. Касательно корреляций стихий и стран света можно сказать, что они действительно в какой-то мере отражают пространственные реалии иньской эпохи. К востоку от центральной зоны простирались девственные леса, и поэтому стихия востока — дерево, а цвет — зеленый.

На западе от бассейна реки Хуанхэ находятся горные массивы, где, возможно, добывали металл. Белый цвет запада мог ассоциироваться со снегом на вершинах горных хребтов. Чтобы установить корреляцию севера с водой, необходимо было находиться к югу от реки Хуанхэ, поскольку никаких других крупных водных объектов в северных пределах распространения древнекитайской цивилизации. Тем не менее, вода у китайцев коррелировала не с желтым, а с черным цветом, который, видимо, ассоциировался с темными водными глубинами.

При этом, возможно, море добавляло к символике востока синий цвет и образ Дракона как повелителя воды. Династия Шан-Инь много раз переносила свою столицу, причем все ее местоположения и даты переноса точно не известны. Археологи обнаружили относящиеся к шанской эпохе остатки крупных поселений как на северном, так и на южном берегах Хуанхэ. Однако их идентификация в качестве столичных городов династии Шан-Инь крайне затруднительна. Последняя локализация столицы иньцев находилась как будто в районе современного Аньяна, где были найдены руины крупного гадательного центра.

Но находится оно на северном берегу Хуанхэ.

Учение У-СИН

С другой стороны, Чэнчжоу, вторая столица последующей династии Чжоу, располагается на ее южном берегу около Лояна, в Хэнани. Из этого следует сделать вывод, что пространственная символика стихий или стихийная символика пространства была создана либо до аньянского периода иньцев, либо при династии Чжоу.

Пространственные плоскостные отношения стихий предполагают, что их должно быть ровно. Тем не менее, встречаются и шестеричные списки стихий. Все это указывает на то, что хотя плоскостная модель и повлияла на формирование представлений о стихиях, их нельзя понимать в качестве производных от.

К тому же стихии как динамические начала более пристало рассматривать в категориях времени, для которого имеются свои членения. Пятичленная модель мира, символизируемая стихиями, являла собой установленный Небом порядок, которому человек должен следовать, чтобы упрочить свою связь с мировым целым.

Другие новости по теме:

Моногидрат серной кислоты формула
Решение примеров в столбик